Автомобильный рынок России продолжает демонстрировать высокие темпы роста и набирает новые обороты. Об этом рассказал Стенли Рут, партнер PricewaterhouseCoopers, руководитель практики по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли на пресс-конференции, посвященной итогам первого полугодия 2008 года.
Традиционно PwC, крупнейшая аудиторская компания, представила отчет по полугодовым итогам российского авторынка, а также прогнозы относительно дальнейшего его развития.
За
первые шесть месяцев текущего года в России было реализовано 1 млн. 645
тыс. автомобилей. Из них 380 000 штук пришлось на долю российских, 290
000 – иномарки российского производства, 785 000 новых иностранных
автомобилей и 190 000 подержанных было импортировано в РФ. Таким
образом, рост составил 41 % по сравнению с 35 % за аналогичный период
прошлого года. Самую высокую динамику демонстрируют иномарки – 41 %
роста у иномарок российского производства и 54 % - у импортированных
иномарок. В финансовом отношении рост составил 46 % - 33,8 млрд.
долларов по сравнению с 20,6 млрд. долларов за аналогичный период
прошлого года. Здесь также самые высокие показатели у иномарок
импортируемых и производимых на территории РФ – 68 % и 71 %
соответственно. Таким образом, можно сделать выводы о том, что
россияне все чаще выбирают иномарки, а не отечественные автомобили.
Выросла и средняя стоимость автомобиля, в том числе за счет увеличения
доли относительно дорогих новых иностранных автомобилей.
Что
касается брендов, то наибольших успехов в первое полугодие текущего
года достигли Hyundai, Opel и Honda – рост составил 102 %, 104 % и 176
% соответственно. Можно также отметить 40%-ое снижение продаж китайских
автомобилей марки Chery, что, скорее всего, носит временный характер и
связано с прекращением производства на «Автоторе». Скромные темпы роста
продемонстрировали бренды Ford и Toyota, у которых есть собственные
производства в России.
По количеству реализованных автомобилей
по-прежнему лидирует Chevrolet (включая СП GM-АвтоВАЗ) с результатом
103 735 автомобилей за первые 5 месяцев 2008 года. В числе пяти самых
популярных моделей три производятся в России – Ford Focus, Renault
Logan и Hyundai Accent.
По предварительным прогнозам PwC, к
2014 году объем продаж достигнет 5 млн. автомобилей, а затем начнется
небольшой спад. Если динамика рынка сохранится во втором полугодии 2008
года, то объем продаж автомобилей в России в количественном выражении
превысит объем продаж в Германии и сможет достичь 3,6-3,8 млн.
автомобилей. По итогам первых шести месяцев Россия обогнала Германию с
результатом 1,645 млн. зарегистрированных автомобилей против 1,63 млн.
Разница незначительная, но, как напомнил Стенли Рут, в настоящее время
российский рынок переживает период развития, а европейские рынки уже
насыщены, поэтому в Европе значительного роста продаж автомобилей не
будет. В России к концу года ожидается 3,3 млн. зарегистрированных
автомобилей. В то же время в денежном отношении Россия отстает от
Германии, так как средняя цена автомобиля в Германии выше.
Объем
внутреннего автопроизводства в России увеличится в течение ближайших
восьми лет более чем в два раза и составит к 2015 году более 3 млн.
штук. Из них на долю традиционных и новых российских брендов придется
менее 1 млн., незначительное количество – на долю китайских и индийских
брендов, остальное составят зрелые бренды.
Россия является
одной из четырех стран, где наблюдается высокий рост автомобильного
рынка – Бразилия, Россия, Индия и Китая (БРИК). В настоящее время доля
России в общемировом приросте производства легковых автомобилей
составляет 12 %. По прогнозам, в течение следующих восьми лет доля
России составит более 30 % в долларовом выражении и около 20 % - в
количественном. Таким образом, Россия в настоящее время является одним
из самых интересных и перспективных рынков в мире.
В течение
последних семи лет, несмотря на выход в Россию значительного количество
иностранных автопроизводителей, доля автомобилей, произведенных в
России, в общем объеме продаж снижалась как в денежном, так и в
количественном выражениях: ср. 60 % в количественном отношении в 2002
году и 41 % - первое полугодие 2008 года. Поэтому, по словам Стенли
Рута, производство до 80 % автомобилей в России, о чем говорил
премьер-министр РФ Владимир Путин, труднодостижимо.
По прогнозам,
иностранные бренды, уже захватившие рынок продаж новых автомобилей,
вскоре начнут доминировать и в российском автопарке, вытесняя
традиционные отечественные бренды. Средняя цена автомобиля составит
около 25 000 долларов, 60 % стоимости автомобиля составляют
автокомпоненты, и как минимум 30 % компонентов будут производиться в
России.
Что касается продаж подержанных автомобилей, то в
настоящее время ситуация с «двойным» НДС до сих пор не позволяет
вторичному рынку стать цивилизованным. Дилерам невыгодно приобретать
подержанный автомобиль, так как при перепродаже он не получит прибыли.
Но если недавно озвученные намерения премьер-министра относительно
изменений в закон о НДС будут осуществлены, то продажа подержанных
автомобилей может стать для дилеров прибыльным бизнесом. Достаточно
упомянуть, что в Западной Европе на каждый новый проданный автомобиль
приходится два старых, реализованных дилером. Также автомобильные
дилеры на развитых рынках получают основную часть дохода от
постпродажного обслуживания, в то время как основную прибыль российским
дилерам приносят продажи новых автомобилей.
Подводя итоги и
прогнозируя продолжение роста российского авторынка, Стенли Рут
отметил, что на динамику роста продаж автомобилей в России не повлияют
даже цены на нефть. В то время, как на развитых авторынках продажи
автомобилей падают, в России рынок еще недостаточно насыщен, и поэтому
спрос все растет. Покупатели, вероятно, просто будут выбирать более
экономичные машины. Растущие продажи будут стимулировать дальнейший
значительный рост внутреннего производства, которое может достичь 3,2
млн. штук к 2015 году, что в свою очередь может привести к появлению
новой отрасли по производству автокомпонентов для иномарок. В случае
вступления в силу поправок в закон о взимании НДС при продаже
подержанных автомобилей стоит ожидать быстрый рост «белых» продаж
подержанных машин через дилерские центры. По результатам первой
половины текущего года российский автомобильный рынок обогнал немецкий
по объему в количественном выражении, став крупнейшим рынком в Европе.
В течение следующих восьми лет вклад России в рост автомобильного рынка
в странах БРИК составит более 30 % в долларовом выражении, что делает
Россию в настоящее время одним из самых важных и интересных рынков в
мире.